Весьма важным направлением в
деятельности трестов и управлений механизации является обслуживание и ремонт
строительных машин. В настоящее время принята единая система
плановопредупредительного ремонта (ППР), которая представляет собой комплекс
мероприятий, направленных на повышение работоспособности парка машин, улучшение
качества, сокращение сроков и снижение стоимости ремонта.
В систему ППР входят техническое
обслуживание и ремонт машин. Техническое обслуживание бывает ежесменное (Еа) и
периодическое (Т0), выполняемое после установленного числа часов работы машин.
В состав Е0 входит смазка, контрольный осмотр, проверка исправности действия
рабочих органов машины, ходовой части, тормозов и др., а в состав Т0 - очистка,
мойка, контроль за техническим состоянием узлов, креплений деталей, регулировка
механизмов и др.
В зависимости от характера объема
работ, необходимых для приведения машин в технически исправное состояние,
ремонт подразделяют на текущий, при котором производится частичная разборка
строительных машин, устраняются неисправности в агрегатах и узлах, заменяются
отдельные агрегаты, узлы и детали (кроме базовых), и капитальный, при котором
машина полностью разбирается, заменяются изношенные агрегаты и узлы.
Ремонт строительных машин в
зависимости от их конструкцийи условий эксплуатации можно производить двумя
способами: индивидуальным и агрегатиоузловым. При первом способе снимают детали
и узлы и после ремонта устанавливают их на ту машину, с которой они сняты,
Недостаток этого способа состоит в том, что
машина находится в нерабочем
состоянии в течение всего времени, требующегося на ремонт изношенных деталей и
узлов. Наиболее прогрессивным методом ремонта машин, обеспечивающим сокращение
пребывания машин в ремонте, является метод агрегатноузлового ремонта, при
котором узлы и агрегаты, требующие ремонта, заменяются заранее
отремонтированными или новыми,
Техническое обслуживание и
текущие ремонты могут производиться как на местах работы, так и на базах
механизации.
Капитальный ремонт сложных
строительных машин (экскаваторов, скреперов, бульдозеров, кранов и др.) должен
производиться, как правило, на специализированных ремонтных заводах.