2012/12/05

Развитие форм организации парка строительных машин

Строительные организации располагают большим и ежегодно возрастающим парком строительных и дорожных машин. Доля строительных машин в структуре основных производственных фондов составляет около 50%. Улучшение использования машин позволяет повысить не только производительность труда, но и эффективность капитальных вложений в парк строительных машин и, в конечном счете, снизить себестоимость строительно-монтажных работ.

Важное значение для повышения производительности труда и улучшения использования основных фондов в строительстве имеет совершенствование структуры парка машин, которое предполагается осуществлять в следующих направлениях:

повышение доли машин большой мощности и грузоподъемности;

увеличение количества и номенклатуры машин для работ, выполняемых в настоящее время вручную;

разработка новых средств малой механизации и универсальных машин многоцелевого назначения на базе унифицированных агрегатов и узлов.

Сегодня быстро увеличивающееся количество специализированной техники в руках строителей придает высокую важность вопросу о рациональных формах ее организации и методах эксплуатации. Так, правильное решение этого вопроса обеспечит наиболее эффективное использование всех строительных машин, а также надлежащий уход за ними и своевременный амортизационный ремонт.

Формы организации парка строительных машин должны соответствовать общей структуре и формам организации строительства. Изменение форм организации строительства влечет за собой соответствующую перестройку форм организации и эксплуатации машинного парка.

До определенного периода развития строительной промышленности России строительные машины находились в ведении общестроительных организаций (трестов, управлений) и использовались по мере необходимости для механизации работ, выполняемых только данной организацией. При этом, естественно, строительные организации часто не располагали постоянным и достаточным фронтом работ для использования машин, не имели возможности обеспечить отдельные объекты машинами в соответствии с местными условиями и не всегда могли получить нужный набор машин для осуществления комплексной механизации строительства. В результате машины на одних стройках использовались недостаточно, тогда как на других стройках их не хватало.

По мере увеличения парка строительных машин совершенствовались формы его организации. В конце 40х и начале 50х годов наиболее распространенной формой организации парка машин были машинопрокатные базы (МПБ) или конторы механизации, которые входили в состав строительных трестов.

Машинопрокатные базы находились в распоряжении главного механика треста и передавали строительные машины в аренду строительным управлениям. Машинопрокатные базы вели монтаж и демонтаж и осуществляли их капитальный ремонт. Обслуживание же машин, уход за ними и текущий ремонт производились силами строительных управлений. Механики и мотористы находились в штате строительных организаций. Опыт работы показал, что такая система обладает существенными недостатками, так как работы по уходу за строительными машинами и их ремонту не являются специфическими функциями строительных организаций. Это приводило к преждевременному износу техники.

Более совершенной формой явились базы механизации при строительномонтажных трестах, которые брали технику себе на баланс с полным обеспечением ее использования. Базы механизации не только отдавали машины в аренду строительным управлениям, но принимали на себя производство текущего ремонта, ежедневный уход за машинами и экплуатацию этих машин. При этом, например, машинисты экскаватора или башенного крана находились в штате базы механизации, поэтому устранялась обезличка при эксплуатации машин, улучшались условия технического обслуживания и ремонт машин, все виды которого выполнялись силами базы.

Машинопрокатные базы и базы механизации сыграли положительную роль в повышении использования машин, упорядочении снабжения их запасными частями, улучшении ухода и обслуживания машин. Однако как машинопрокатные базы, так и базы механизации не лишены главного недостатка - ведомственной ограниченности, при которой деятельность базы не выходит за рамки программы одного треста. Кроме того, ограниченность номенклатуры машин, которыми может располагать отдельная строительная организация, уменьшает возможности выбора наиболее эффективных способов механизации применительно к конкретным условиям производства работ.

В конце 50х годов началось создание трестов и управлений механизации, являющихся в настоящее время основной формой организации парка машин в строительстве.