2012/11/30

Алгоритмы и программы на ЭВМ: управление строительным производством

Алгоритмы и программы на ЭВМ составляются для машин определенного типа. Машинный алгоритм может быть представлен в виде блоксхемы, в которой каждое математическое действие вписано в квадрат или ромб и стрелками показана последовательность выполнения всех действий.

Программы представляют собой серию команд машине, необходимых для реализации алгоритма. Программы пишутся либо в языке конкретной машины, тогда они могут быть использованы только на машинах данного типа, для которых они написаны, либо на универсальных языках (АЛГОЛ, КОБОЛ, ФОРТРАН и др.). В этих случаях они могут быть использованы на машинах различных типов с помощью специальных оперативных программ (ретрансляторов), которые переводят команды с универсального языка на язык данной машины.

Привести примеры решения задач в полном объеме не представляется возможным, так как для этого требуется подробное изложение используемых математических методов, алгоритмов, способов разработки машинных программ. Поэтому ниже приводятся примеры задач управления, решаемые без применения ЭВМ, создающие, однако, достаточно полное представление о методах формализации, способах моделирования и видах получаемых результатов.

Поэтому в постановках этих задач сделаны упрощения, сокращено количество исходных данных, но в целом принципы и методика решения в приведенных ниже примерах полностью соответствуют тем, которые должны соблюдаться в реальных условиях управления строительным производством.

Постановка задачи. Задан срок, к которому объект должен быть сдан в эксплуатацию.

В качестве критерия принята себестоимость производства строительно-монтажных работ. Требуется найти такую продолжительность, при которой себестоимость будет минимальной.

Содержательное описание задачи. Сметная стоимость складывается из прямых затрат, накладных расходов и плановых накоплений. Прямые затраты (Я0) состоят из: стоимости материалов - а0, затрат на механизацию - б0; заработной платы - в0; прочих прямых затрат - г0.

Величины а и г не изменяются при изменении продолжительности строительства, а величины б я в меняют свою величину, следуя такой зависимости: при сокращении продолжительности строительства (Тп на 0,01Г,Двеличина б возрастает на 0,025 б0, величина в - на 0,023 в0. "

Накладные расходы (Я0) приняты в размере 0,16Я0 и уменьшаются при том же сокращении продолжительности на 0,05 Я0. Изменения указанных выше величин б и в и Я0 определены в зависимости от продолжительности строительства путем обработки статистических данных о результатах деятельности строительных организаций.

При увеличении продолжительности все указанные затраты возрастают. Кроме того, известно, что а = 0,65Я, б - 0,08Я, в = = 0.23Я и г = 0,05Я, т. е. стоимость материалов, затраты на механизацию, заработная плата и прочие прямые расходы составляют соответственно 65, 8, 22 и 5% от общей суммы прямых затрат.