На стройках нашей страны в
настоящее время работает около 400 тыс. грузовых автомобилей. Вот почему
рациональная организация работы автомобильного транспорта приобретает особое
значение.
Взаимоотношения между
строительными организациями и автотранспортными предприятиями определяются
типовым годовым договором на перевозку грузов. Для строительных организаций,
размещенных на территории РСФСР, такой договор разработан Министерством
автомобильного транспорта РСФСР и согласован с Госпланом России и Госарбитражем
при Совете Министров РСФСР.
Типовой годовой договор на
перевозку грузов автомобильным транспортом регламентирует взаимоотношения
сторон и формы ответственности за выполнение договорных обязательств. В
соответствии с этим договором автотранспортное предприятие по согласованию со
строительной организацией за 10 дней до начала квартала утверждает месячные
планы и определяет декадные плановые задания на перевозку грузов. Перевозки
грузов осуществляют на основании заявок, которые составляют по установленной
форме и передают автотранспортному предприятию не позднее 14 часов дня,
предшествующего дню перевозки. К заявке прилагают согласованный сторонами
график подачи автомобилей в пункты погрузки с указанием суточного или
среднесуточного объема перевозок грузов.
Размер платы за перевозку грузов,
а также размер сборов за выполнение автотранспортным предприятием операций и
услуг, связанных с перевозками, определяются на основании действующих тарифов.
В случае нарушения договорных обязательств стороны несут взаимную материальную
ответственность.
Повышение эффективности перевозок
автомобильным транспортом осуществляется по двум основным направлениям: оптимизация
плана перевозок и оптимизация структуры транспортных средств.
Для оптимизации плана перевозок и
закрепления поставщиков за потребителями применяют математические методы и ЭВМ.
Это дает возможность оптимизировать транспортные маршруты и в результате
сократить расстояние перевозок в среднем до 10%, осуществляя рациональное
закрепление автопредприятий за поставщиками, что приводит к снижению холостых
пробегов автомобилей в среднем до 7%.
Не менее важным является
оптимизация структуры транспортных средств. Структура автомобильного парка, т.
е. наличие в его составе того или иного количества автомобилей разных типов и
грузоподъемности, должна в максимальной степени учитывать особенности
выполняемых перевозок по видам грузов, рациональным партионностям отправок,
условиям выполнения погрузочноразгрузочных и других работ и соответствовать
видам строительномонтажных работ, интенсивности и последовательности их
выполнения. От этого соответствия в значительной степени зависят суммарные
издержки на перевозки и производительность труда при их выполнении. Поэтому
использование для перевозок Строительных материалов и конструкций
автомобильного парка наиболее рациональной структуры позволяет уменьшить размер
транспортной составляющей, в себестоимости перевозимой продукции до 20% и,
следовательно, обеспечить снижение себестоимости строительства.