12.02.2012

Организация автомобильного транспорта

На стройках нашей страны в настоящее время работает около 400 тыс. грузовых автомобилей. Вот почему рациональная организация работы автомобильного транспорта приобретает особое значение.

Взаимоотношения между строительными организациями и автотранспортными предприятиями определяются типовым годовым договором на перевозку грузов. Для строительных организаций, размещенных на территории РСФСР, такой договор разработан Министерством автомобильного транспорта РСФСР и согласован с Госпланом России и Госарбитражем при Совете Министров РСФСР.

Типовой годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом регламентирует взаимоотношения сторон и формы ответственности за выполнение договорных обязательств. В соответствии с этим договором автотранспортное предприятие по согласованию со строительной организацией за 10 дней до начала квартала утверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания на перевозку грузов. Перевозки грузов осуществляют на основании заявок, которые составляют по установленной форме и передают автотранспортному предприятию не позднее 14 часов дня, предшествующего дню перевозки. К заявке прилагают согласованный сторонами график подачи автомобилей в пункты погрузки с указанием суточного или среднесуточного объема перевозок грузов.

Размер платы за перевозку грузов, а также размер сборов за выполнение автотранспортным предприятием операций и услуг, связанных с перевозками, определяются на основании действующих тарифов. В случае нарушения договорных обязательств стороны несут взаимную материальную ответственность.

Повышение эффективности перевозок автомобильным транспортом осуществляется по двум основным направлениям: оптимизация плана перевозок и оптимизация структуры транспортных средств.

Для оптимизации плана перевозок и закрепления поставщиков за потребителями применяют математические методы и ЭВМ. Это дает возможность оптимизировать транспортные маршруты и в результате сократить расстояние перевозок в среднем до 10%, осуществляя рациональное закрепление автопредприятий за поставщиками, что приводит к снижению холостых пробегов автомобилей в среднем до 7%.

Не менее важным является оптимизация структуры транспортных средств. Структура автомобильного парка, т. е. наличие в его составе того или иного количества автомобилей разных типов и грузоподъемности, должна в максимальной степени учитывать особенности выполняемых перевозок по видам грузов, рациональным партионностям отправок, условиям выполнения погрузочноразгрузочных и других работ и соответствовать видам строительномонтажных работ, интенсивности и последовательности их выполнения. От этого соответствия в значительной степени зависят суммарные издержки на перевозки и производительность труда при их выполнении. Поэтому использование для перевозок Строительных материалов и конструкций автомобильного парка наиболее рациональной структуры позволяет уменьшить размер транспортной составляющей, в себестоимости перевозимой продукции до 20% и, следовательно, обеспечить снижение себестоимости строительства.