12.02.2012

Организация железнодорожного транспорта на строительстве

Строительные грузы по железной дороге доставляют транспортными средствами, принадлежащими Министерству путей сообщения России или арендованными у МПС, а также транспортными средствами (вагоны, мотовозы, маневренные паровозы, тепловозы), являющимися собственностью строительных организаций.

В случае осуществления реконструкции или расширения действующих промышленных предприятий, а также после ввода в эксплуатацию первой очереди предприятия перевозка грузов по подъездным путям к строящимся объектам может производиться транспортными средствами предприятиязаказчика.

В тех случаях, когда имеются устойчивые грузопотоки между строительством и сырьевыми базами (карьеры песка, камня, гравия, щебня; леспромхозы и др.), перевозка грузов по железной дороге может быть организована поездами«вертушками», сформированными из арендованных или собственных вагонов строительства. Челночно курсируя между поставщиком и получателем грузов, «вертушки» перевозят массовые и, как правило, одни и те же грузы. Такая форма организации железнодорожных перевозок строительных грузов может применяться только в крупных строительных организациях, где потребление материалов осуществляется в значительных объемах и систематически. Преимуществом организации перевозок грузов «вертушками» является равномерная поставка материалов и в связи с этим четкая работа погрузочноразгрузочных и транспортных средств. Однако пробег вагонов в один конец без груза (порожний рейс) следует считать серьезным недостатком данного способа перевозки грузов, существенно снижающим эффективность использования подвижного состава.

Организацию эксплуатации арендованных или собственных транспортных средств осуществляет железнодорожный цех, входящий в состав строительной организации в качестве самостоятельного структурного подразделения. Железнодорожный цех имеет в своем составе службу движения, службу пути, службу тяги, службу погрузкивыгрузки. В обязанности железнодорожного цеха вменяется организация работы транспортных средств, принадлежащих строительству или арендованных, их эксплуатация, включая ремонт и содержание всех технических устройств, доставка вагонов с грузом с ближайшей станции МПС на базисные или приобъектные склады строительной организации, разгрузка вагонов и вывод порожних вагонов на пути общего пользования.

Смомента ввода в эксплуатацию первой очереди или пускового комплекса и организации железнодорожного цеха на действующем предприятии строительной организации целесообразнее пользоваться услугами заказчика. Между тем и в этом случае некоторое количество вагонов для внутрипостроечных перевозок, например сборных конструкций с завода железобетонных изделий на промплощадку, обычно находится в ведении строительной организации, поскольку типы вагонов для перевозки строительных грузов могут отличаться от типов вагонов, используемых предприятием для собственных нужд. При этом локомотивы, паровозы и тепловозы могут принадлежать железнодорожному цеху завода.

Услуги по обслуживанию строительной организации железнодорожным транспортом осуществляются в соответствии с договором, определяющим взаимоотношения строителей с МПС или железнодорожным цехом промышленного предприятиязаказчика. Сроки погрузки и выгрузки вагонов, подаваемых на склады строительной организации, установлены Правилами перевозок грузов Министерства путей сообщения России, составленными на основании Устава железных дорог. Сроки зависят от вида грузов, типа вагонов, средств механизации и исчисляются в часах и минутах с момента подачи вагонов под погрузку (выгрузку) до момента получения станцией уведомления грузоотправителя (грузополучателя) о готовности к уборке всей одновременно поданной партии вагонов. В качестве примера можно привести норму выгрузки таких материалов, как песок, гравий и щебень, которые широко применяются на строительстве. При разгрузке платформы грузоподъемностью 62 т стреловым краном с грейфером емкостью 1,5 м3 срок выгрузки песка равен 0,69 ч, а гравия и щебня - 1 ч.