Запас материалов и деталей на
строительной площадке должен обеспечивать нормальный бесперебойный ход
строительства и вместе с тем не быть чрезмерно большим. Излишние запасы
материалов и деталей замедляют оборачиваемость средств и, следовательно,
увеличивают потребность в них, что отрицательно сказывается на финансовом
состоянии строительных организаций.
Величина запасов материалов на
складе может колебаться в очень больших пределах: от нуля (например, при
монтаже крупнопанельных зданий с транспортных средств) до полугодовой й более
потребности строительства (например, при доставке материалов водным путем в
короткий навигационный период).
Общие размеры производственного
запаса складываются из следующих составляющих: текущего запаса,
подготовительного запаса и гарантийного (страхового) запаса.
Текущий запас должен обеспечить
бесперебойную работу строительномонтажной организации в период между поставками
в том случае, если они производятся ритмично.
Подготовительный запас
предназначен для удовлетворения потребности строительства в период приемки,
разгрузки, комплектации, сортировки, развозки и лабораторного анализа
материалов.
Гарантийный (страховой) запас
создают для компенсации возможных перебоев в доставке материалов вследствие неравномерной
работы транспорта (особенно железнодорожного) и нарушения договорных сроков
отгрузки материалов заводамипоставщиками.
Подготовительный и текущий запасы
объединяют иногда под общим названием «текущий запас».
Если обозначить средний суточный
расход материалов через q,
интервал между двумя смежными поставками через tlt период приемки, разгрузки,
комплектации, сортировки и лабораторного анализа материалов через t2, число дней работы, на
которое рассчитывается страховой запас, через t3, то общая величина производственного
запаса.
Величину q определяют на основании календарных
планов строительства на период наиболее интенсивного потребления данного
материала. Если на момент расчета потребных запасов материалов еще нет
календарных планов строительства, то величину q можно определить путем деления общей
потребности в данном материале Q
на число дней потребления материала Т с учетом коэффициента неравномерности
потребления.
Интервал между поступлениями
партий материалов tt
оговаривают в договорах с заводамипоставщиками. При отсутствии договоров
следует исходить из практического опыта, сообразуясь с видом материала,
транспорта и местными условиями (например, сроками навигации при водном
транспорте, грузоподъемностью транспортных средств и др.).
Величину 4 определяют по
установленным нормам или путем хронометража с учетом наиболее рациональной
организации процессов подготовки материалов.
Размер гарантийного запаса
практически принимают в пределах до 50% от размеров текущего запаса.
Гарантийный (страховой) запас не устанавливается на материалы, поступающие на
объекты строительства непосредственно с центрального базисного склада или
предприятий строительной организации.
Величина гарантийного запаса
зависит от вида транспорта, расстояний перевозки и ряда других местных условий.
На основании опыта производственные запасы для строительных материалов,
доставляемых по железной дороге, принимают в пределах от полумесячной до
двухмесячной потребности в них строительного производства.
При доставке материалов автомобильным
транспортом запасы могут быть значительно меньшими, чем при перевозке их по
железной дороге. Можно ориентировочно принимать в этом случае такие нормы
запаса: щебень, гравий и песок - 6-10 дней, цемент - 7-10 дней, лесоматериалы -
10-12, сталь сортовая, арматурная - 5-10 дней.