12.02.2012

Определение производственных запасов строительных материалов и деталей

Запас материалов и деталей на строительной площадке должен обеспечивать нормальный бесперебойный ход строительства и вместе с тем не быть чрезмерно большим. Излишние запасы материалов и деталей замедляют оборачиваемость средств и, следовательно, увеличивают потребность в них, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии строительных организаций.

Величина запасов материалов на складе может колебаться в очень больших пределах: от нуля (например, при монтаже крупнопанельных зданий с транспортных средств) до полугодовой й более потребности строительства (например, при доставке материалов водным путем в короткий навигационный период).

Общие размеры производственного запаса складываются из следующих составляющих: текущего запаса, подготовительного запаса и гарантийного (страхового) запаса.

Текущий запас должен обеспечить бесперебойную работу строительномонтажной организации в период между поставками в том случае, если они производятся ритмично.

Подготовительный запас предназначен для удовлетворения потребности строительства в период приемки, разгрузки, комплектации, сортировки, развозки и лабораторного анализа материалов.

Гарантийный (страховой) запас создают для компенсации возможных перебоев в доставке материалов вследствие неравномерной работы транспорта (особенно железнодорожного) и нарушения договорных сроков отгрузки материалов заводамипоставщиками.

Подготовительный и текущий запасы объединяют иногда под общим названием «текущий запас».

Если обозначить средний суточный расход материалов через q, интервал между двумя смежными поставками через tlt период приемки, разгрузки, комплектации, сортировки и лабораторного анализа материалов через t2, число дней работы, на которое рассчитывается страховой запас, через t3, то общая величина производственного запаса.

Величину q определяют на основании календарных планов строительства на период наиболее интенсивного потребления данного материала. Если на момент расчета потребных запасов материалов еще нет календарных планов строительства, то величину q можно определить путем деления общей потребности в данном материале Q на число дней потребления материала Т с учетом коэффициента неравномерности потребления.

Интервал между поступлениями партий материалов tt оговаривают в договорах с заводамипоставщиками. При отсутствии договоров следует исходить из практического опыта, сообразуясь с видом материала, транспорта и местными условиями (например, сроками навигации при водном транспорте, грузоподъемностью транспортных средств и др.).

Величину 4 определяют по установленным нормам или путем хронометража с учетом наиболее рациональной организации процессов подготовки материалов.

Размер гарантийного запаса практически принимают в пределах до 50% от размеров текущего запаса. Гарантийный (страховой) запас не устанавливается на материалы, поступающие на объекты строительства непосредственно с центрального базисного склада или предприятий строительной организации.

Величина гарантийного запаса зависит от вида транспорта, расстояний перевозки и ряда других местных условий. На основании опыта производственные запасы для строительных материалов, доставляемых по железной дороге, принимают в пределах от полумесячной до двухмесячной потребности в них строительного производства.

При доставке материалов автомобильным транспортом запасы могут быть значительно меньшими, чем при перевозке их по железной дороге. Можно ориентировочно принимать в этом случае такие нормы запаса: щебень, гравий и песок - 6-10 дней, цемент - 7-10 дней, лесоматериалы - 10-12, сталь сортовая, арматурная - 5-10 дней.