Основная задача трестов
механизации - выполнение механизированным способом строительномонтажных работ
по договорам на правах субподряда с оплатой за физические объемы выполненных
работ, например земляные работы. Только в случае невозможности применения этого
способа тресты механизации отдают в аренду строительномонтажным организациям на
определенные сроки машины с обслуживающим персоналом, например краны для
монтажа каркаса зданий.
Производственная программа
трестов и управлений механизации складывается из стоимости строительномонтажных
работ, выполняемых собственными силами на правах субподряда с оплатой за
выполненные физические объемы работ в пределах их сметной стоимости;
из стоимости эксплуатации машин
на строительномонтажных, погрузочноразгрузочных и вспомогательных работах на
строительной площадке, выполняемых совместно со строительномонтажными
организациями путем выделения им машин с обслуживающим персоналом и оплатой за
физические объемы работ или машиносмены по плановорасчетным ценам;
из стоимости аренды машин без
обслуживающего персонала с оплатой их эксплуатации по плановорасчетным ценам за
машиносмены нахождения машин в аренде.
Планы работ трестов и управлений
механизации должны быть увязаны с планами и графиками работ соответствующих
общестроительных организаций и предусматривать выполнение обязательств в части
установления сроков производства работ и ввода в действие сооружаемых объектов.
Планирование работы трестов и
управлений механизации ведется в стоимостных и натуральных показателях.
На каждый месяц тресты
механизации планируют свою работу па основании заявок строительных трестов.
Заявки рассматриваются трестами механизации совместно с представителями
строительных организаций. Эти заявки используют для составления графика работы
машин, который после утверждения его вышестоящей организацией является
директивным документом для производства работ и оказания услуг строительным
организациям со стороны треста механизации на планируемый период. Указанный
порядок применяют лишь для таких крупных машин, как башенные краны,
экскаваторы, бульдозеры и т. п. Прочие же машины тресты механизации выделяют по
разовым заявкам строительных организаций.
При планировании деятельности
трестов и управлений механизации необходимо стремиться к составлению
оптимальных планов. Для целей оптимального планирования используют
математические методы и электронновычислительные машины. К задачам в области
организации эксплуатации парка строительных машин могут быть отнесены,
например, такие, как оптимальное распределение по объектам строительства и
участкам работ машин или их комплектов, имеющихся в распоряжении управления
механизации, определение оптимального состава парка машин, составление
оптимального плана размещения, мощности и специализации ремонтных предприятий и
т. п. Например, задача об оптимальном распределении машин по объектам
строительства может быть решена следующим образом. В качестве исходного
критерия оптимальности принимается минимальный размер приведенных затрат на
выполнение механизированных работ данного вида. Этот критерий учитывает кроме
себестоимости также и размер капиталовложений в средства механизации. Если
удельные капиталовложения в машины различных типоразмеров примерно одинаковы,
возможно для упрощения расчетов отказаться от учета капитальных вложений и в
качестве критерия оптимальности принять минимальную величину себестоимости
механизированных работ.
Приведенные затраты Щ, по монтажу
каждого объекта и разновидности при использовании крана гго типоразмера
определяются по формуле год, где - себестоимость монтажа зданий й разновидности
при использовании крана jro
типа, состоящая из затрат на эксплуатацию кранов и содержание монтажной
бригады, на устройство подкрановых путей и дорог вдоль зданий, а также на
демонтаж, перебазировку и монтаж кранов; X, - капитальные вложения на приобретение каждого крана tго типоразмера, равные их
инвентарнорасчетной стоимости; ТЦ - число дней занятости кранов iro типоразмера на каждом из
объектов Й разновидности с учетом времени на перебазировку; Тгод - число дней
работы с учетом дней на перебазировку каждого крана iro типоразмера в год; Ен - нормативный
коэффициент эффективности в строительстве. Принимается, что каждый объект любой
разновидности обслуживается от начала до окончания работ по монтажу только
одним краном того или иного типоразмера.
Если принять в качестве критерия
оптимальности размер приведенных затрат, то оптимальное распределение кранов по
объектам будет иметь место, если суммарная величина приведенных затрат Ясумм
будет минимальной.