2012/12/02

Классификация видов строительного транспорта

Выполнение строительно-монтажных работ всегда неразрывно связано с потреблением, и, следовательно, с перемещением значительного количества грузов. Транспорт является связующим звеном между строительными площадками и поставщиками материалов, конструкций, деталей, оборудования, и от его четкой работы во многом зависят результаты деятельности строительных организаций. Для выполнения строительномонтажных работ сметной стоимостью 100 тыс. руб. приходится перевозить от 5 до 6 тыс. т строительных грузов на промышленном и гражданском строительстве, при этом транспортные расходы достигают 14% стоимости строительномонтажных работ.

Все виды транспорта, применяемые на строительстве, подразделяются по характеру перевозок грузов на внешний и внутрипостроечный, а по направлению перемещения грузов - на вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный транспорт служит для подъема строительных материалов, конструкций, деталей, оборудования. К этому виду транспорта относятся краны, подъемники и др.

Горизонтальный транспорт предназначен для перемещения строительных материалов, конструкций, деталей, оборудования от мест добычи или изготовления к местам потребления.

К горизонтальному транспорту относятся: рельсовый транспорт нормальной (широкой) колеи (1524 мм) и узкой колеи (600 и 750 мм); безрельсовый транспорт (автомобильный, тракторный); водный транспорт; специальные виды транспорта (канатные дороги, кабельные краны и др.); трубопроводный транспорт.

В данной главе не рассматривается вертикальный транспорт и последние два типа горизонтального транспорта, поскольку они изучаются применительно к определенным технологическим процессам в курсе технологии строительного производства.

Для определения интенсивности работы транспорта существует понятие «грузовой поток». Грузовой поток характеризуется интенсивностью перемещения грузов и, следовательно, исчисляется количеством грузов, перемещенных по некоторому участку транспортной сети в течение определенного промежутка времени (сутки, месяц, квартал, год).

Все грузовые потоки на строительстве осуществляются с помощью внешнего или внутрипостроечного транспорта.

К внешнему транспорту относятся железнодорожный, автомобильный и водный транспорт, которым грузы перемещают из карьеров, со складов заводовпоставщиков или производственных Предприятий, а также от железнодорожных станций и причалов на склады строительных организаций.

В случае когда доставку основных материалов осуществляют непосредственно к строящимся объектам, внешние грузопотоки оканчиваются на приобъектных складах. Доставка материалов непосредственно на приобъектные склады способствует более рациональному использованию транспортных средств; при этом снижается себестоимость перевозок за счет сокращения объема погрузочноразгрузочных работ. Кроме того, уменьшение количества перегрузок позволяет сохранить качество материалов и конструкций. Площади базисных и перевалочных складов при таком способе доставки материалов существенно сокращаются.

Перевозки строительных грузов внешним транспортом осуществляют по одной из следующих схем:

1)перевозки железнодорожным транспортом, когда строительная площадка соединена подъездными путями с железной дорогой общего пользования;

2) перевозки автомобильным транспортом;

3) смешанные перевозки.

Примером смешанных перевозок является перевозка грузов автотранспортом на сравнительно небольшие расстояния до железнодорожных станций или пристаней с последующей перегрузкой грузов на железнодорожный или водный транспорт и снова с погрузкой грузов на автомобильный транспорт и доставкой грузов на склады строительных организаций. В практике могут встретиться и другие сочетания различных видов транспорта.

К внутрипостроечному транспорту относится, как правило, автомобильный транспорт, реже железнодорожный и тракторный. Внутрипостроечным транспортом осуществляют перевозки по территории строительства от базисных или перевалочных складов к участковым и приобъектным складам.