Выполнение строительно-монтажных
работ всегда неразрывно связано с потреблением, и, следовательно, с
перемещением значительного количества грузов. Транспорт является связующим
звеном между строительными площадками и поставщиками материалов, конструкций,
деталей, оборудования, и от его четкой работы во многом зависят результаты
деятельности строительных организаций. Для выполнения строительномонтажных
работ сметной стоимостью 100 тыс. руб. приходится перевозить от 5 до 6 тыс. т
строительных грузов на промышленном и гражданском строительстве, при этом
транспортные расходы достигают 14% стоимости строительномонтажных работ.
Все виды транспорта, применяемые
на строительстве, подразделяются по характеру перевозок грузов на внешний и
внутрипостроечный, а по направлению перемещения грузов - на вертикальный и
горизонтальный.
Вертикальный транспорт служит для
подъема строительных материалов, конструкций, деталей, оборудования. К этому
виду транспорта относятся краны, подъемники и др.
Горизонтальный транспорт
предназначен для перемещения строительных материалов, конструкций, деталей,
оборудования от мест добычи или изготовления к местам потребления.
К горизонтальному транспорту
относятся: рельсовый транспорт нормальной (широкой) колеи (1524 мм ) и узкой колеи (600
и 750 мм );
безрельсовый транспорт (автомобильный, тракторный); водный транспорт;
специальные виды транспорта (канатные дороги, кабельные краны и др.);
трубопроводный транспорт.
В данной главе не рассматривается
вертикальный транспорт и последние два типа горизонтального транспорта,
поскольку они изучаются применительно к определенным технологическим процессам
в курсе технологии строительного производства.
Для определения интенсивности
работы транспорта существует понятие «грузовой поток». Грузовой поток
характеризуется интенсивностью перемещения грузов и, следовательно, исчисляется
количеством грузов, перемещенных по некоторому участку транспортной сети в
течение определенного промежутка времени (сутки, месяц, квартал, год).
Все грузовые потоки на
строительстве осуществляются с помощью внешнего или внутрипостроечного
транспорта.
К внешнему транспорту относятся
железнодорожный, автомобильный и водный транспорт, которым грузы перемещают из
карьеров, со складов заводовпоставщиков или производственных Предприятий, а
также от железнодорожных станций и причалов на склады строительных организаций.
В случае когда доставку основных
материалов осуществляют непосредственно к строящимся объектам, внешние
грузопотоки оканчиваются на приобъектных складах. Доставка материалов
непосредственно на приобъектные склады способствует более рациональному
использованию транспортных средств; при этом снижается себестоимость перевозок
за счет сокращения объема погрузочноразгрузочных работ. Кроме того, уменьшение
количества перегрузок позволяет сохранить качество материалов и конструкций.
Площади базисных и перевалочных складов при таком способе доставки материалов
существенно сокращаются.
Перевозки строительных грузов
внешним транспортом осуществляют по одной из следующих схем:
1)перевозки железнодорожным
транспортом, когда строительная площадка соединена подъездными путями с
железной дорогой общего пользования;
2) перевозки автомобильным
транспортом;
3) смешанные перевозки.
Примером смешанных перевозок
является перевозка грузов автотранспортом на сравнительно небольшие расстояния
до железнодорожных станций или пристаней с последующей перегрузкой грузов на
железнодорожный или водный транспорт и снова с погрузкой грузов на автомобильный
транспорт и доставкой грузов на склады строительных организаций. В практике
могут встретиться и другие сочетания различных видов транспорта.
К внутрипостроечному транспорту
относится, как правило, автомобильный транспорт, реже железнодорожный и тракторный.
Внутрипостроечным транспортом осуществляют перевозки по территории
строительства от базисных или перевалочных складов к участковым и приобъектным
складам.